С проблемой возврата денежных средств по невозвратным билетам сталкиваются большинство людей, которые часто путешествуют, ведь поездка может не состояться по независящим от нас причинам. При этом невозвратные билеты на самолет пользуются большим спросом, поскольку их стоимость намного меньше обычных билетов на самолет.
Взаимоотношения между пассажиром и перевозчиком (авиакомпанией) регулируются Воздушным кодексом РФ, в 2014 году в который были внесены изменения, спровоцировавшие появление «невозвратных» билетов. Статьей 108 указанного кодекса предусмотрены случаи возврата денежных средств при отказе пассажира от перелета по невозвратным билетам. Возможность возврата денежных средств по невозвратным билетам Воздушный кодекс РФ связывает тем, был ли отказ от воздушной перевозки добровольным или вынужденным. В случае, если отказ от перелета был вынужденным, денежные средства, в том числе и по невозвратным билетам, подлежат возврату в полном объеме. К случаем вынужденного отказа от перелета относятся:
1) болезнь пассажира;
2) болезнь члена семьи либо близкого родственника пассажира, которые вместе с ним летят в самолете (к близким родственникам относятся бабушки, дедушки, внуки, братья и сестры; членами семьи являются родители, дети, супруг);
3) смерть члена семьи либо близкого родственника пассажира;
4) неисполнение или ненадлежащее исполнение перевозчиком обязательств по перевозке пассажира. В частности к данным случаям относятся: а) отмена или задержка рейса; б) изменение маршрута перелета; в) невозможность предоставить пассажиру место на рейсе; г) несостоявшийся перелет по причине долгого досмотра багажа и личных вещей, при условии, что при досмотре не было обнаружено запрещенных вещей; д) неправильное оформление авиакомпанией проездного билета.
В случае болезни пассажира, его родственников или в случае смерти родственников пассажира об этом необходимо уведомить авиакомпанию не позднее, чем за 40 минут до вылета. Также следует отметить, что болезнь пассажира или его родственников необходимо документально подтвердить медицинской справкой, а в случае смерти родственника пассажира предоставить авиакомпании свидетельство о смерти.
Таким образом, в указанных случаях авиакомпания обязана возвратить Вам полную стоимость билета. Потребовать возврат денежных средств за невозвратный билет можно в течение 6 месяцев с даты отмененного перелета. При этом необходимо составить и направить в адрес авиакомпании заявление о возврате денежных средств, приложив к данному заявлению копию билетов, документы подтверждающие вынужденный характер отказа от перелета.
Кроме того, в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 и закрытием границ большинства государств, список случаев вынужденного отказа можно дополнить следующими: отмена рейса авиакомпанией в связи с эпидемиологической ситуацией; в стране прилета/вылета введен запрет на въезд/выезд; принудительный карантин; отмена безвизового въезда; аннулирование ранее выданных виз.
Однако на практике встречаются случаи, когда авиакомпания необоснованно отказывает в возврате денежных средств по невозвратным билетам, указывая, что отказ от перелета носит добровольный характер.
Во всех случаях необоснованного отказа в возврате денежных средств по невозвратным билетам Вам необходимо составить и направить в адрес авиаперевозчика досудебную претензию с требованием вернуть деньги за несостоявшийся перелет.
В случае, если авиакомпания не отреагировала на досудебную претензию, то за взысканием денежных средств необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением.
Комментариев пока нет